Международная стратегия продвижения культуры устойчивого развития и вовлечения детей и молодежи в климатическую повестку дня на 2024-2030 годы
ГЛАВА 1: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Международная стратегия продвижения культуры устойчивого развития и вовлечения детей и молодежи в климатическую повестку дня на 2024-2030 годы (далее - Стратегия) закладывает глобальную основу для конструктивного взаимодействия государственных органов, образовательных учреждений, общественных и научных организаций, детей и молодежи, а также других заинтересованных сторон, вовлеченных в деятельность по изменению климата. Данная стратегия подчеркивает неотъемлемое право детей и молодежи во всем мире на здоровую окружающую среду и направлена на расширение их значимого участия в климатических процессах на международном уровне.

Стратегия делает акцент на инклюзивности и доступности, обеспечивая решение экологических вопросов с привлечением и пользой для всех детей и молодежи, независимо от их географического положения, этнической принадлежности, религии, социально-экономического статуса и физических возможностей. Она направлена на создание возможностей для детей и молодежи из разных слоев общества активно участвовать в экологических инициативах и процессах принятия решений, поощряя и пропагандируя устойчивое развитие и способствуя формированию глобальной культуры экологической ответственности.

Основная цель данной Стратегии - признать и определить приоритетную роль детей и молодежи в решении социальных, экономических и экологических проблем, вызванных изменением климата. Она направлена на вовлечение, мобилизацию и поощрение их активного участия в действиях, связанных с изменением климата, а также на создание благоприятной среды для формирования экологической культуры и понимания принципов устойчивого развития в глобальном масштабе.

Важным аспектом данной стратегии является ее соответствие международным рамкам и инициативам, в частности, инициативам ООН. К ним относятся:

  1. Подписание Декларации ЮНИСЕФ о детях, молодежи и действиях в области климата, которая обязывает государства интегрировать особые потребности, права и интересы детей в свою климатическую политику и деятельность.
  1. Поддержка инициативы ООН по экологическому образованию (GEP). Инициатива направлена на повышение устойчивости педагогов, учащихся и общества, используя образование в качестве основного инструмента. Она также способствует повышению устойчивости систем образования к изменению климата и созданию безопасных дошкольных учреждений и школ, защищенных от климатических воздействий.

Для реализации стратегии «зеленого» образования и культуры устойчивого развития в глобальном масштабе необходимо укрепить фундамент, который включает в себя следующие мероприятия:

- Изменение системы классического инженерного и экологического образования, а также смежных систем географического, биологического, геологического и экономического образования.

- Корректировка существующих образовательных стандартов дошкольного и среднего образования с целью включения в них элементов устойчивого развития.

- Включение целей устойчивого развития и «зеленого» образования в процессы разработки стандартов и принятия решений, связанных с реформированием и развитием сферы образования.

Стратегия основана на международном опыте и учитывает преемственность, междисциплинарность, фундаментальность и комплексность традиций образования в различных регионах. Соответствующее образование должно способствовать усвоению человеком экологических и этических норм, ценностей, установок, навыков и образа жизни, необходимых для обеспечения устойчивого развития в глобальном масштабе в XXI веке.

Стратегия реализуется в соответствии с задачами Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН и опирается на следующие международные соглашения:

- Дохинская рабочая программа по статье 6: Образование, обучение и информирование общественности.

- Лимская декларация министров по образованию и повышению осведомленности в рамках Конвенции по климату.

- Стратегия ЕЭК ООН по образованию в интересах устойчивого развития: В этой стратегии отмечается, что образование в интересах устойчивого развития будет «вооружать людей знаниями и специальными навыками для устойчивого развития, повышать их компетентность и уверенность в себе, а также расширять их возможности вести здоровую и продуктивную жизнь в гармонии с природой и заботиться о социальных ценностях, гендерном равенстве и культурном разнообразии».

В указанных документах отмечается важность повышения осведомленности, понимания и принятия ценностей устойчивого развития среди молодежи и ее вовлечения в решение социальных, экономических и экологических проблем на местном, региональном и глобальном уровнях.

 Настоящая Стратегия была разработана в партнерстве с детьми и молодежью, активно участвующими в климатической повестке дня в регионе Центральной Азии, Турции, Азербайджане и Венгрии. Она учитывает интересы и требования молодежи соответствующих стран.

ГЛАВА 2: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ «ЗЕЛЕНЫХ» НАВЫКОВ

Зеленое образование является важнейшим элементом глобальной борьбы с изменением климата, однако его реализация в разных регионах сильно различается. Настоящая Стратегия признает необходимость более скоординированного и систематического подхода к экологическому образованию во всем мире, интегрируя его как в системы формального, так и неформального образования.

 

Программы экологического образования и развития «зеленых» навыков должны быть включены в учебные программы и внеклассное образование на всех уровнях, начиная с дошкольного.

 

В рамках дошкольного образования приобщение к экологическому образованию и «зеленым» навыкам должно включать познавательно-исследовательскую деятельность, такую как наблюдение за природными явлениями, проведение экспериментов и ситуативные беседы. На школьном уровне для формирования у учащихся навыков ресурсосбережения необходим интегративный подход, включающий увеличение количества практических уроков. Эти уроки должны давать возможность учащимся активно участвовать в различных проектах как в классе, так и за его пределами, тем самым связывая образовательные программы с реальными экологическими проблемами.

 

Для дальнейшего развития экологического образования в школах необходимо внедрять программы, которые позволят детям и молодежи стать активными участниками экологических инициатив. Такой практический подход позволит не только развить экологические и социальные навыки, но и внедрить экологическую культуру в жизнь учащихся, подготовив их к эффективному решению будущих экологических проблем.

ГЛАВА 3: ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ АКЦИЙ

Нынешние дети и молодежь - это поколение, которое испытает на себе долгосрочные последствия деградации окружающей среды. Изменение климата формирует как их настоящее, так и будущее.

В связи с этим подростки и молодежь все активнее берут на себя инициативу в рамках низовых движений, участвуя в повышении осведомленности и мобилизации своих сообществ через молодежные экологические инициативы. Кроме того, молодежь все активнее участвует в климатических переговорах, таких как конференции ООН по изменению климата ( КП), через институционализированные молодежные платформы, например, YOUNGO, молодежный чемпион по климату в рамках председательства РКИК ООН.

 

 Дети и молодежь нуждаются в постоянной поддержке и инвестициях в программы и инициативы, осуществляемые под руководством молодежи, которые способствовали бы вовлечению молодежи и отстаиванию позитивных изменений. Молодым людям необходимы институциональные платформы для участия в процессах принятия решений, связанных с климатом, на местном, национальном и региональном уровнях. Молодые люди нуждаются в доступе к информации и навыкам для эффективной пропаганды, ведения переговоров и проведения кампаний.

ГЛАВА 4: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью данной стратегии является разработка и принятие институциональных и административных мер, создающих необходимые условия для реализации прав детей на здоровую окружающую среду, доступ к экологическому образованию и развитию «зеленых» навыков, а также возможность участия в экологической повестке дня на национальной, региональной и глобальной арене.

 

Основные цели этой стратегии включают следующее:

- Обеспечение того, чтобы дети и молодежь во всем мире имели доступ к образованию, информации и ресурсам, которые улучшают их понимание изменения климата и процессов управления климатом и дают им навыки для адаптации к вызовам будущего и их смягчения.

- Разработка общего глобального видения и соответствующих национальных политик и планов действий по внедрению «зеленого» образования, а также разработка соответствующих учебно-методических материалов.

- Разработка общей концепции и соответствующих национальных платформ для содействия вовлечению молодежи в процессы принятия решений и разработки политики по экологическим вопросам на национальном и международном уровнях;

- Установление партнерских отношений и укрепление сотрудничества между странами и различными заинтересованными сторонами для поддержки и активизации усилий детей школьного возраста и молодежи в борьбе с изменением климата.

- Укрепление потенциала образовательных учреждений для поддержки «зеленого» образования, создания устойчивой инфраструктуры и «зеленой» образовательной среды в школах и дошкольных учреждениях.

ГЛАВА 5: СИСТЕМА ВНЕДРЕНИЯ

Для достижения целей и задач настоящей Стратегии необходимо обеспечить координацию действий всех соответствующих органов власти на национальном и международном уровнях. Стратегия подчеркивает важность создания партнерств на глобальном уровне, развития сотрудничества между странами и обеспечения того, чтобы все дети и молодежь, независимо от их социально-экономического положения, пола, этнической принадлежности, религии, статуса инвалидности, имели возможность участвовать в природоохранных мероприятиях.

 

Стратегия также призывает к созданию благоприятной среды, в которой дети и молодежь могут практиковать устойчивое поведение на низовом уровне - например, сокращать использование пластика, минимизировать потребление электроэнергии, а также участвовать в реализации «зеленых» решений и играть в них ведущую роль. Продвижение «зеленых» решений при строительстве и ремонте образовательных учреждений, поддержание зеленых насаждений и проведение практических уроков по естественным наукам и экологии на местах станут эффективными методами демонстрации устойчивых практик.

 

Реализация данной стратегии будет осуществляться на основе Целей устойчивого развития (ЦУР) и в соответствии с международными соглашениями, такими как Дохинская рабочая программа по статье 6, Лимская декларация министров по образованию и повышению осведомленности в рамках Климатической конвенции, а также Стратегия ЕЭК ООН по образованию в интересах устойчивого развития.

ГЛАВА 6: ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
  1. Реализация неотъемлемого права детей на здоровую окружающую среду

 

- Признать, что дети особенно уязвимы к последствиям изменения климата и загрязнения окружающей среды, особенно те, кто живет в сельских и маргинализированных сообществах.

- Инвестировать в адаптационные стратегии, ориентированные на детей, которые повышают устойчивость сообществ, обеспечивая доступ к продовольствию, санитарии, здравоохранению, чистой воде и воздуху.

- Обеспечить осведомленность детей об их правах и возможностях путем включения доступных для детей версий климатических и экологических документов и политик.

- Содействовать переходу к экологически чистым источникам энергии, уделяя особое внимание электроснабжению, отоплению и приготовлению пищи в домашних хозяйствах с помощью комплексной стратегии.

- Создавать региональные и глобальные партнерства для защиты прав детей в области экологии, адаптации к изменению климата и смягчения его последствий (снижение риска бедствий).

 

  1. Повышение значимости участия детей и молодежи в процессах, связанных с изменением климата

 

- Вовлекать молодежь в процесс принятия решений путем создания национальных молодежных парламентов и молодежных консультативных групп при правительственных органах, международных организациях и организациях гражданского общества (ОГО).

- Создать «Молодежный климатический фонд» для привлечения финансирования и поддержки молодежных инициатив по изменению климата на региональном и глобальном уровнях.

- Создать Молодежную климатическую сеть для развития совместных инициатив, сотрудничества и трансграничных решений, объединяющую молодежь из разных регионов и стран.

- Увеличить глобальное представительство молодежи в платформах принятия решений по климату, предоставив больше возможностей для ее участия в международных форумах и переговорах.

 

  1. Укрепление потенциала детей и молодежи через непрерывное «зеленое» образование и формирование экологической культуры

 

- Обучать детей их правам и повышать экологическую осведомленность через национальные и глобальные СМИ, создавая доступный образовательный контент (телепрограммы, документальные фильмы, анимация, песни, книги, геймификация и т.д.).

- Продвигать климатическое образование среди молодежи путем включения его в школьную программу или добавления нового предмета, посвященного изменению климата, в соответствии с национальной политикой в области образования.

- Включение климатических вопросов во внеклассные мероприятия, такие как дебаты, моделирование работы Конференции Сторон РКИК ООН, художественные конкурсы, экскурсии в районы, затронутые климатом, молодежные экологические клубы и экологическое волонтерство.

- Повышать осведомленность родителей о безопасности и важности экологической и климатической активности с помощью школьных семинаров, родительских собраний и программ по работе с населением.

 

  1. Обеспечение соответствия политики в области образования на дошкольном и школьном уровнях Целям устойчивого развития (ЦУР)

- Разработать учебную программу, посвященную ЦУР, которая была бы интересной, ориентированной на участие детей и подходящей по возрасту для дошкольного и школьного образования.

- Обеспечить контекстуальное образование с учетом местных культурных, экономических и религиозных особенностей, чтобы дети понимали свою роль в экосистеме.

- Обучать детей и молодежь «зеленым» навыкам, используя лучшие местные решения по адаптации к климату и управлению природными ресурсами, и передавать свои знания на практике.

- Дальнейшее продвижение и привлечение талантливых студентов в местные и национальные органы власти.

- Включение в учебный процесс образования в области изменения климата и ЦУР, а также учет межсекторальной перспективы при подготовке будущих педагогов и учителей.

- Повысить потенциал преподавательского состава в области ЦУР в доступном формате, включив эту тему в материалы регулярных учебных курсов с возможностью сертификации.

- Предоставить возможность преподавания по принципу «равный-равному» с привлечением сторонников борьбы за климат и ЦУР.

- Обеспечить финансирование инициатив, ориентированных на достижение ЦУР, в особенности с учетом интересов уязвимых и маргинализированных групп, детей и молодежи.